Как же я была неправа, когда думала, что руины замка не стОят моих внимания и времени! Какая непростительная оплошность, какое глупое высокомерие! Но сегодня я исправлю эту ошибку: я пройду и осмотрю каждую пядь этого замка, — замка, который, как и Шамбор, называли «Причудой» и «Безумием». До сих пор остаётся загадкой причина его создания. Бонагиль прекрасен и ныне, но тогда..400 лет назад, это было что-то невероятное и непонятное, словно рыцарь в латах и с секирой посреди изысканно-утончённого бала. Да, он был сказочен по нашим понятиям, но «груб и неотёсан» — для своего времени (хоть и могуч). Это, скорее, замок для короля Артура и рыцарей Круглого стола, нежели дворец эпохи Возрождения.

Так что же сподвигло Беранже де Рокфёй затеять эту грандиозную стройку в непролазной глуши, во времена, когда закончились кровопролитные войны и наступило затишье, когда вся знать, следуя моде и вторя королю, ринулась переделывать-перестраивать свои замки в стиле Ренессанс?! Почему именно мощная крепость-форт? Почему здесь? Почему сейчас?

На русскоязычных сайтах информации о замке Бонагиль очень мало. В поисках ответа пришлось копаться на «французской стороне». К чести французов, они свои замки любят, историю чтят и помнят. В той же Википедии очень подробно описываются и история замка, и его архитектура. Но, тем не менее, просмотрев кучу материалов, я так и не получила вразумительного ответа на вопрос: Нафига ? ЗАЧЕМ? Для чего был выстроен этот гигантский замок-крепость в мирное время посреди глуши?! Да, говорилось что-то о недовольстве крестьян-вассалов своим сеньором, о его гордом и строптивом нраве, что он даже в сторону короля весьма высокомерно высказался (типа: ты мне не указ, я тебя не боюсь, приди и возьми, если сможешь). В общем, ничего определённого я не узнала. «Чужая душа — потёмки». Истинные причины Беранже Рокфёй унёс с собой в могилу. Причуда? — Пусть будет так. Имеет право. А нам с вами остаётся только восхищаться «безумством храбрых» и — увы — лицезреть лишь на картинке первоначальный вид.

Но вернёмся к цели этого поста: экскурсия по замку Бонагиль. Первое, что мы видим — это центральные ворота, главный вход.

Выемки в стене над воротами говорят нам о том, что раньше тут был подъёмный мост,
что так же служило дополнительным препятствием при осаде замка.

За воротами находится так называемый барбакан — внешняя оборонительная система.
Мощный, укреплённый барбакан являлся первой оборонительной линией (всего таких линий
в замке было три — и каждая последующая, внутренняя линия обороны была выше предыдущей).

То есть, чтобы попасть на основную территорию замка, нужно было сначала преодолеть барбакан.

В барбакане мог располагаться собственный гарнизон. В нём были размещены пороховые
погреба и оружейный арсенал. Толщина стен барбакана составляет четыре метра.

Первая линия обороны была устроена таким образом, что даже армии было бы затруднительно её
преодолеть — она надёжно защищала главный вход в замок! Стена барбакана, выстроенная в форме дуги,
напоминала по форме щит рыцаря — по сути барбакан и был щитом, принимавшим на себя первые удары.

Но если бы чудо произошло, и первая линия обороны была преодолена, то на пути вставал
второй мощный заслон — огромный ров, отделяющий барбакан от основного замка. Мост над
ним был подъёмным, так что преодолеть эту пропасть было просто нереально!

Чтобы вам было проще оценить масштаб, специально нашла фото с людьми — для сравнения.
Заодно обратите внимание на ещё одно средство фортификации — эта каменная «избушка»
предназначалась для обстрела позиций от башни до башни, то есть охраняла нижние подступы.
Лично мне она напомнила доты времён Второй мировой (возможно, это и есть прообраз ДОТа?)

Но вернёмся к мосту, соединяющему барбакан с основным замком. Да, сейчас он каменный, хотя, как я уже сказала, раньше он был подъёмным. Дело в том, что в 1761 году замок Бонагиль был приобретён Маргаритой де Фюмель. Слава Богу, что эту даму не переклинило и она не стала перестраивать замок в угоду моде тех времён — она лишь расширила террасы и возвела несколько новых, незначительных построек у внешнего периметра. Но вот что она действительно «отняла» у старого облика замка, так это разводные мосты, коих в замке было аж 7 штук! Все подъёмные мосты она заменила стационарными. Я, конечно, её понимаю: войны нет, соседи не надоедают, — одним словом, обороняться не от кого. А мост, между тем, надо опускать-поднимать, цепи там смазывать…и вообще он скрипит, зараза, и вдруг термиты его понадкусывают..а тут ты, в карете, с перьями в башке парике..Хлопотно это всё как-то..Нет, надо всё похерить и сделать «нормальный» мост! Ну дура-дурой, в общем! Она, скорей всего, не предполагала, что через 250 лет её назовут «тупой коровой» из-за этих мостов, но так вот случилось..Потомки не благодарны, нет!

Я оказалась не единственной неблагодарной — местное общество так же пыхтело неодобрительно.
Пыхтели они, пыхтели..Страдали, ночами не спали..А если всё же засыпали, то во сне видели исключительно подъёмные мосты Бонагиля. Устав от бесконечной бессонницы, жители решили восстановить утраченное. Нет, на главный мост они не рискнули сразу наброситься — энтузиазма хватило только на тот, что поменьше (снова смотрим на фото выше). Да-да, вот тот мостик, что на заднем плане, параллельно главному. Вообще-то там, как видим, два моста, лежащих на одной опоре (вполне вероятно, что оба поднимались — каждый к своей стене). Я вот даже покажу вид сверху, на котором видно первый мостик (тот, что правее, маленький):

Этот мостик примыкал к небольшому зданию (от этого здания сохранился лишь фундамент — это видно отчётливо). Я так думаю, что это здание было чем-то вроде пропускного пункта. Во всяком случае, у меня сложилось именно такое мнение, когда я рассматривала цветную реконструкцию (ту, что показывала в начале поста). Вот фрагмент той картинки, а мост я пометила красным цветом (плюсик получился дохлым, так что смотрите пристально, с лупой:)

Со стороны барбакана эти мосты выглядели вот так:

Судя по всему, первый, деревянный мостик довольно «свеж» — его явно соорудили не так давно. Разговор у нас пойдёт о втором мосте — именно он воодушевил и сплотил местных жителей. Я не знаю, каким он был при мадам де Фюмель, но до недавнего времени на его месте лежала железобетонная плита (сомневаюсь, что это 18 век:). Итак, безутешные аборигены бросили клич в защиту родного замка и пустили шапку по кругу: «Поможите чем можЫте!», — они больше не могли выносить вида этого железобетонного монстра ( граждане бонагильцы, а вы Эйфелеву башню вообще видели? ага, вам туда! она вас заждалася!). Последние кадры «железяки». Кстати, обратите внимание, какие низкие «борта» у моста — с такого ведь запросто можно было свалиться невзначай!

Но тот мост остался уже в прошлом, ибо денег наскребли и начали переделку. Первым делом нарастили бортики (видимо, чтоб самим не свалиться в процессе работы)

Заодно и всю опору под мостом укрепили-замазали, ибо надо же списать на что-то те 43 тыщи евро, что насобирали на ремонт. Чисто визуально впечатление такое, что заделывали либо глиной, либо песком. Наверное, придерживались старинной технологии — им там видней. Надеюсь, со временем это жёлтое безобразие посереет и не будет так резать глаз своей новизной!

Все работы по реконструкции выполняли студенты и преподаватели одного колледжа (я не уточняю — какого именно, потому что мы всё-равно никого там не знаем).

Но у меня вот вопрос: если работали энтузиасты (кто-то за это получил потом «зачёт» и «отлично»), то на что пошли те 43 тыщи? На камни, глину и песок, которых тут и так полно? Но вот отчёт:
1. Столярные работы — 23.000 евро
2. Каменная кладка — 20.000 евро.

Надо запомнить, что французов лучше не нанимать. Всё сама, деточка, всё сама!

Ну, как бы там ни было, а реконструкцию провели, новый мост установили, торжественно это всё открыли-обмыли и имена особо щедрых меценатов написали на табличке. Спи спокойно, страна!

Так что, мои дорогие, с 2015 года вас будет встречать уже новый-старый мост! Да-с, опоздали! Всё это, конечно, прекрасно, но лично мне этот мост не нравится. На мой взгляд, он слишком «лубочный» — ну не делали такие мосты в XV веке (я имею в виду ковку). Весь замок строг и суров, брутален сверху донизу. Здесь нет места украшательству! Зачем седому рыцарю выщипывать брови и клеить «мушку» над губой?

В общем, моё мнение такое: не тревожьте старые камни, оставьте всё как есть! По-крайней мере, мы будем знать, что вот эти остатки подлинные, а уж остальное сами додумаем! Единственное, в чём нуждаются руины — это качественная «консервация». И да, если уж решили что-то реконструировать, то не порите отсебятину. Это чисто моё мнение, с которым вы вправе не согласиться:)

И снова мы возвращаемся к главному мосту (иначе с барбакана мы так и не уйдём). Вот он, основной замок (вторая линия обороны). Да, тут тоже был разводной мост. И не один. Видите, в стене три ниши от подъёмных балок? Две балки над воротами поднимали большой мост — здесь проезжали всадники, кареты и телеги. Для пешеходов дверь рядом, со своим подъёмным мостиком. В общем, всё было под контролем!

Над центральными воротами сохранился герб семьи де Рокфёй (de Roquefeuil). Да-да, того самого Беранже де Рокфёй, что построил этот замок. Что обозначают эти узелки я не знаю (где-то попадалась информация о том, что это золотые пояса)

Миновав главные ворота, попадаем во внутренний двор. Обратите внимание на бойницы в стене — они предназначены для лучников. А сверху, по всему периметру стены, проходила галерея, с которой так же можно было отражать нападение неприятеля. Зубцы стен служили для того, чтобы можно было перезаряжать оружие за ними (или просто спрятаться от шальной пули стрелы).

Вообще-то этот двор назывался «Парадным». Но парадного в нём, как видим, мало.

На следующем фото показан панорамный вид этого двора.

Именно здесь были расположены жилые помещения для господ, справа и слева от башни.
Да, сейчас это выглядит уныло и неказисто, но не забываем, что это всего лишь остатки
былой мощи.

Как мы знаем, в те времена не существовало лестниц с прямыми маршами — повсеместно использовались винтовые, встроенные в башни и башенки. Бонагиль не был исключением. Всего в замке было 13 башен — и все они выполняли несколько функций. Но вот конкретно эта служила лишь лестницей (и ещё соединяла между собой два (или три?) крыла жилых помещений).

Винтовые лестницы — моя слабость. Не знаю почему. Впрочем, я говорила об этом в посте про замок Юссэ: «Кажется, что само Время, спускаясь с небес, струится по этим ступеням». Кто знает, возможно, именно так и создаются «завихрения истории»?

Пусть Бонагиль и не раскрыл нам всех своих тайн, эти ступени явно повидали немало.

Не все «свидетели минувших дней» выдержали испытание временем — пустые «глазницы» словно молчаливый укор: Ну что ж вы, люди, не сберегли, не отстояли, наплевали, надругались…

Да, да, именно люди, а не время и силы природы разрушили этот величественный замок! После смерти Маргариты де Фюмель в 1788 году, замок унаследовал её племянник. Но поскольку воздух Франции уже был пропитан революцией, племянничек эмигрировал из страны. Революционеры объявили замок народным достоянием и дружно его разграбили. И речь даже не о мебели-коврах-посуде — демонтировали даже полы, стеновые панели и окна-ставни. То есть, в буквальном смысле слова оставили лишь голые стены! Но и этого им показалось мало: в 1793 году был издан указ, согласно которому во всех замках надлежало разрушить башни до определённого уровня. И как мы знаем, революсьонэры радостно и самозабвенно рушили-крушили всё подряд, в том числе могилы, королевские усыпальницы и монастыри. Лично меня очень бесит этот произвол: это чумазое, тупорылое быдло превратило в прах несчётное количество подлинных шедевров архитектуры и искусства! Увы, Бонагиль так же пал жертвой классовой ненависти.

…Лишь остатки каминов напоминают нам о том, что раньше здесь были залы господ.

В этой же части замка располагалась и кухня — она примыкала к жилым помещениям.
Об этом свидетельствуют круглые камни, которые, видимо, являлись жерновами для
перемолки зерна в муку. От кухни остался лишь фундамент.

Рядом с кухней находится колодец. Место для колодца было выбрано не случайно: в этом месте
образовалась естественная расщелина в скале — именно это и послужило причиной создания.

Колодец просто огромный! Поражает не столько диаметр в два метра, сколько его глубина-
— 48 метров! Вы только представьте: 48 попугаев метров!!! Это больше 10-этажного дома!
Сколько же времени нужно было, чтобы поднять ведро воды?! А сил? Полжизни пройдёт,
пока напьёшься:) Кстати, посмотрите внимательно на фото ниже: на нём видно, что раньше
колодец был защищён мелкой сеткой (и винтовую лестницу в соседней башне видно).

Но настали времена перемен: на колодец установили решётку, стены в башне наращивают, кухню
тоже восстанавливают. Кто знает, возможно, в будущем мы увидим Бонагиль в первозданном виде?

Вот только зря они сделали решётку на колодце такой крупной — это же будет кладбище очков.
Ведь каждый норовит заглянуть в бездну. Вон даже эти пупсеги уткнулись носами вниз:)

И вот теперь мы подошли к главной башне замка Бонагиль — донжону. Да, это та самая башня в форме корабля. Смотрим внимательно на следующее фото, которое было сделано в 1900 году, сразу после реконструкции замка. Что мы видим? — А видим мы зубцы и на донжоне, и на башенке.

И что мы лицезреем сейчас? — Нет зубцов! Тю-тю. Выпали зубчики. Наверное, были молочные.
И вот вам истина: раньше-то строили на века. А новые «протезы» даже ста лет не продержались!
Кстати, обратите внимание на замурованное окно. На самом деле раньше это была дверь. Этот донжон ведь сохранился как раз с 1271 года. И это именно к нему и вокруг него в XV веке всё пристраивалось.

В более древние времена, когда шли междоусобные войны, замков никто не строил — только крепости, в основе которых обязательно был донжон — главная, особоукреплённая башня. Чтобы враг не мог захватить жилище, вход в донжон устраивали высоко над землёй, от 3 до 12 метров.
Лестницы были деревянные, чтобы их можно было быстро уничтожить. Я в Бонагиле заметила два таких входа: один вы уже видели, а другой расположен у главных ворот замка, почти на уровне зубцов.

Изнутри эта дверь выглядит именно как дверь. Тут уже сомнений никаких.

В XIV веке к донжону была пристроена башенка, которая и стала выполнять функцию лестницы.

Лестница, ведущая в саму башенку, невероятно крутая, узкая и с маленькими ступеньками.
Я думаю, это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, конфигурация и площадь двора
просто не оставляли другого выбора — мало места, негде развернуться. Во-вторых, в случае нападения легче обороняться в узком пространстве: на такой лестнице могли поместиться от силы два человека в ряд, или один в доспехах, которому достаточно дать пинка — и он полетит кубарем вниз, увлекая всю остальную братию за собой. Ну и в третьих, люди в те времена были мельче нынешнего поколения — возможно, для них эта лестница казалась достаточно большой..

Что касается самого донжона, то он огромен и по нынешним меркам — 60 метров в высоту. Именно он и являлся третьей линией обороны (последнее убежище). Донжон несколько раз реставрировали в XX веке, и внутри, и снаружи.

И, опять же, я не могу понять: кому помешали зубцы на донжоне? Что с ними стало? — зареставрировали до смерти? Смотрите, как красиво смотрелось:

А теперь всё — голый бобик. Нет, это тоже красиво, но уже не ТО..Кастрат.

А форма донжона, и правда, как у корабля: стоишь словно на палубе, глядишь за горизонт…и почти ощущаешь паруса над головой! Йо-хо-хо и бутылка рома! Щяс спою! (подтягивает гольфы и встаёт в позу)

Крыша донжона служила не только смотровой площадкой — на ней могли располагаться артиллерийские орудия. То есть, замок был спроектирован таким образом, что мог спокойно вести и дальний, и ближний бой. Сама конфигурация донжона не случайна: такая вытянутая форма в виде корабля — наилучший вариант при артиллерийском обстреле (и ядра летят по касательной, и сама конструкция более устойчива)

По большому счёту, смотреть в этой части замка больше нечего. Есть, правда, фото отреставрированных залов, но я толком не поняла, где они находятся.

Скорей всего, это зал для презентаций (судя по буклетам).
Вероятно, он находится возле ворот, в бывшем жилище сеньоров.

Но не исключено, что эта экспозиция размещается в Большой башне.

Может показаться, что на этом экскурсия закончена, но на самом деле вокруг замка, на нижних уровнях, есть что посмотреть. Там вообще можно блуждать часами: куча разных лесенок, переходов, подземные ходы, грот…Да с ума сойти! Поначалу кажется, что это лабиринт Минотавра и чёрт-ногу-сломит..Но потом картинка складывается — и ты, в общем-то, понимаешь всю схему. Вот перед нами замок: на барбакане мы были, через мост прошли, за воротами всё осмотрели. А теперь перед нами на переднем плане Нижний двор. Да, тот, что слева от донжона. Этот двор находится на нижнем ярусе — это видно. И именно здесь располагались все «коммунальные службы»: пекарня, продуктовые склады, конюшни, прачечная и проч. То есть, замок был полностью автономным. По всей видимости, именно здесь и жила вся прислуга. Одним словом: НИЖНИЙ ДВОР!

Именно сюда и вёл тот «маленький» мост с барбакана, чью реставрацию мы уже видели. Этот двор тоже хорошо охранялся: помимо подъёмного моста, над входом, по периметру стены шла галерея, с которой можно было вести обстрел. Галерея не сохранилась — о ней напоминают лишь ниши от балок.

Впрочем, атаковать донжон с нижнего двора было бы безумием. Вон он — продолжение скалы.

Я представляю, как кипела жизнь на этом дворе в XV веке! Но сейчас мы можем видеть лишь
пекарню (вернее, то, что от неё осталось). Размеры пекарни весьма впечатлительные — да и немудрено: хлеб был основным продуктом питания.

Глядя на камин, что расположен в помещении над пекарней, задумалась: а тут точно жила
прислуга? — Для прислуги таких каминов не делали..И да, представляете, как тепло
должно было быть в этой комнате? — Жар от пекарни согревал и пол, и стены.

И вот это большое окно в зале..Нет, не похоже, что это было жилищем кухарок-прачек-птичниц.
Кстати, обратите внимание на остатки башни, что примыкает к пекарне — там отчётливо виден
туалет в нише стены.

Если вы читали мой пост про средневековые туалеты, то помните о такой
разновидности замковых сортиров — встроенных в стену, с шахтой и ямой.

Таких туалетов в этом замке полно. Кажется, есть даже целая башня, отведённая исключительно под туалеты. Позже я вернусь к этой теме, а сейчас закончу с пекарней (хорошее соседство тем, ага). Ладно, смотрим на фото. Видите слева отверстие поменьше, более круглое? — Там собирали золу, которую использовали как удобрение и для стирки белья в баках (берём на заметку, всякое в жизни случается:)

Других хоз.построек не сохранилось — видим лишь фундамент и остатки стен.

Нижний двор был полностью застроен. И здания были, как минимум, двух-трёх-этажные.
Об этом нам говорят остатки каменной кладки, которые хорошо видны на фото.

А далее мы спускаемся на следующий уровень, ещё ниже. Выход через эту башню.
Специально даю фото с девушкой, чтобы вы поняли масштаб строений.

Ниже мы видим панорамное фото этого места. Присмотритесь: в нижнем левом углу вход в каземат.

Каземат являлся и тюрьмой, и местом для хранения, и тайным ходом, и ловушкой..

Подземные ходы Бонагиля — это вообще отдельная песня. Хорошо, что туристов туда пускают.

По Бонагилю очень увлекательно бродить: сплошные лестницы, переходы, закоулки.

То спускаешься, то поднимаешься..

Сам замок построен на естественной пещере. Вероятно, здесь когда-то жили троглодиты.
В Аквитании вообще сохранилось очень много пещер троглодитов (и в некоторых живут до сих пор!).

Есть мнение, что именно грот, расположенный под замком, продиктовал форму донжона.

Изначально площадь замка составляла 7.500 кв.м. Я не знаю, какова она теперь..Даётся информация, что периметр его стен — 350 метров. Но у меня впечатление, что он намного больше.

Обратите внимание на руины справа, те, что с входом в виде арки — именно это было достроено Маргаритой де Фюмель в 18 веке. Называются «Южными апартаментами». Непонятно, зачем они были нужны?

Скорей всего, эта пристройка была сделана для того, чтобы можно было от колодца спуститься на нижний уровень (раньше в этом месте не было лестницы вообще, приходилось ходить в обход, через другие части замка)

Именно вот эту башенку в углу сейчас реставрируют — вход возле колодца как раз ведёт на неё.

А это Квадратная башня, в которой располагались покои Маргариты де Фюмель.
Как видим, и в эту башню раньше вход был защищён подъёмным мостом.

Чтобы открыть вид на долину, Маргарита даже снесла стену напротив своих апартаментов.
И заодно расширила террасу перед ними. Первоначально эта терраса была местом для
артиллерии, а Маргарита сделала её местом для прогулок и, вроде бы, устроила здесь
даже висячие сады.

Замок Бонагиль очень любят посещать группы, занимающиеся паранормальными явлениями.
И именно в покоях Маргариты отмечают сильную паранормальную активность.

Ну а местные жители рассказывают про призрак Белой Дамы, что бродит средь руин.
Говорят, что это неприкаянный дух дочери барона де Рокфёй, тоже Маргариты, так безутешен.

Вообще, в каждом замке Франции есть призраки — и чаще всего называют именно «Белую Даму».
По крайней мере, я только это и слышала. Что ж, поверим на слово.

А мы идём дальше по периметру. Справа на нижнем фото снова видим дозорную «будку», что-то типа «Проходной». От этой будки идёт ломаная, зигзагообразная стена. И всё вместе это называется «шиканой». Если вы такой же поклонник «Формулы-1», как и я, то вам не нужно объяснять это понятие — в автоспорте шикана имеет то же значение и предназначение: заставляет сбавить скорость. Скоростные прямые намеренно делают зигзагообразными, чтобы затруднить продвижение вперёд.

В случае с Бонагилем я не совсем поняла: для чего именно в этом месте сделали шикану?
Внизу-то обрыв…кто там полезет-понесётся с шашкой наперевес?

Ну да ладно. Переводим взгляд направо: на этой же террасе мы наблюдаем самую большую башню Бонагиля (если исключить донжон). Да, вы угадали — она так и называется: «Большая башня».

Высота этой башни 35 метров, диаметр — 14 метров, толщина стен у основания — 4 метра.
Глядя на фото и не скажешь, что в ней 7 этажей, но это так: верхние три этажа были жилыми,
нижние предназначены для обороны. Размер дверей указывает на то, что можно было использовать и пушки крупного калибра.

Вот и всё, мои дорогие! За исключением мелочей, мы всё посмотрели. А, ну да — туалеты.
Насколько я поняла, внешних туалетов типа «ласточкино гнездо» в Бонагиле не было — все
туалеты внутренние, встроенные в стену.

Принцип везде один: «очко»-шахта внутри стены-выгребная яма.

Впрочем, насчёт выгребной ямы я поторопилась: похоже, что шахта выходила наружу,
прямо к основанию стен. Что ж, ещё одна линия защиты: газовая атака:)

А ещё я забыла показать голубятню, которая находится на барбакане, перед маленьким мостом:

Это была прерогатива только знатных господ — разводить голубей. Нет, не для голубиной почты — для еды. Видимо, это был деликатес, раз не хватало кур-гусей и дичи в лесу.. Но теперь голуби спокойно взирают из пустых окон замка: все канули в Лету, а мы сидим и гадим на ваши руины!

А теперь, вместо эпилога, покажу реконструкцию замка в нескольких вариантах:

Всё это, конечно, условно, но близко к истине.

В заключении хочу сказать, что в замке Бонагиль постоянно проводятся различные мероприятия.

Если вам повезёт, то вы сможете стать участником или зрителем незабываемых праздников!

1.При написании поста большинство фотографий взяла на сайте:

http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=7977&p=6
Там ещё много отличных снимков (особенно панорамные). Всячески советую!

2.Ещё тройка панорамных снимков замка Бонагиль:

http://www.360×180.fr/medias/spheriques/france/47/344-chateau_bonaguil_fumel_tour/chateau_bonaguil_fumel_tour.html
Панорамы на 360 градусов, можно увеличить-уменьшить. Просто шик!

Чао, карапузики!

published on sakvoiazh.ru according to the materials zamki-mira.livejournal.com