Построенная в начале шестнадцатого века по приказу Агостино Киджи, богатого банкира сиенского происхождения, вилла Фарнезина в Риме, принадлежащая Национальной академии Линчеи, является одним из самых гармоничных зданий итальянского ренессанса, шедевром, в котором архитектурный проект и художественное оформление сливаются в единый, изумительный синтез. В объемный и пространственной план виллы, разработанный архитектором Бальдассарре Перуцци, прекрасно вписывается богатый декор интерьера, выполненный такими именитыми мастерами, как Рафаэль, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни Антонио Бацци и сам Перуцци.

Избавившись от многочисленных изменений в названии, вилла теперь носит имя и хранит память о семье Фарнезе, которая ее приобрела в 1579 году, но на самом деле, резиденция должна быть названа в честь Агостино Киджи, мецената и знатока искусства, родившегося в Сиене в 1466 году, который заказал строительство этого великолепия и жил на вилле до самой смерти, 1520 года. 

@hamishbowles

До переезда на виллу Агостино Киджи жил в доме на Виа дей Банки со своей молодой женой Маргаритой Сарачини, которая умерла в 1508 году, не дав ему детей. Затем он вступил в связь со знаменитой римкой куртизанкой Империей, известной своей красотой и образованностью, которую подарила ему дочь Лукрецию.

 

Но перед самой смертью женщины в 1511 году Киджи начал ухаживать за Маргаритой Гондзага, естественной дочерью Франческо Гондзага, маркиза Мантуи, с которой, однако, он не смог заключить брак, хотя и обещал отказаться от своего бизнеса, чтобы преодолеть нежелание Гондзага родниться с ростовщиком. 

В 1511 году, отправившись в Венецию, чтобы собрать какие-то долги, он встретил девушку скромного происхождения Франческу Ордеаски и вступил с ней в связь, живя "в грехе" до 1519 года, когда в день святого Августина, возможно, предчувствуя близкий конец, Киджи решил жениться на избраннице и затеял шикарный свадебный банкет, пригласив в свой новый дом самых выдающихся личностей своего времени, включая поэтов, художников, князей, кардиналов и самого понтифика.

@neferlella

После смерти Киджи виллу приобрел кардинал Алессандро Фарнезе, но затем, после смерти его племянника Одоардо, который унаследовал имение, вилла была заброшена и переходила из рук в руки (ею владели недолго время кардинал Ришелье, кардинал Федерико ди Ассиа, королева Швеции Кристина, несколько послов Людовика XIV). В 1735 году здание перешло с наследством Элизабетты Фарнезе к Карлу IV, королю двух Сицилий, и стало резиденцией различных неаполитанских дипломатов. Наконец, вилла была приобретена в 1927 году итальянским государством, которое превратило ее в резиденцию Академии Италии, а в 1944 году она перешла во владение Национальной академии искусств, расположенной в противоположном Палаццо Корсини.

Строительство виллы Фарнезина

В мае 1505 года, когда Киджи завершил покупку земли в Порта Сеттимиана, между улицей Виа делла Лунгара и Тибром, он поручил проектирование виллы Бальдассарре Перуцци, художнику, архитектору и сценографу, родившемуся в Сиене в 1481 году и скончавшемуся в Риме в 1536 году. Весной того же года планирование уже закончилось, но, похоже, для закладки первого камня банкир, как и другие великие люди эпохи Возрождения, хотел дождаться благоприятного расположения звезд, предсказанного на 22 апреля 1506 года, дата, когда Рим, как тогда думали, был основан. В дополнение к вилле в собственность входило здание конюшни, спроектированное Рафаэлем и снесенное в 1808 году после долгого периода запустения, лоджия на берегу Тибра и богатый комплекс садов, которые придавали вилле вид великолепного «виридария» (от лат. "viridarium" — древесные насаждения, сад, парк, роща — сад, украшенный скульптурой и фонтанами).

Спустя два года после начала работ, строительство продвинулось до такой степени и настолько удовлетворило заказчика, что Агостино решил доверить Перуцци художественное оформление Зала виньеток, Stanza del Fregio: летом 1511 года, переехав, Киджи уже мог показать новоизбранному понтифику свою резиденцию во всем ее великолепии.

Booking.com

 

Первоначально доступ к вилле осуществлялся с северной стороны, где беседки и садовые павильоны, простирающиеся до гирлянд зелени, нарисованных на Лоджии Амура и Психеи, создавали удивительный эффект симбиоза с архитектурой. 

Обогащенная лоджиями, мезонинами и внутренними лестницами, вилла Фарнезина сегодня видоизменена: ее нынешняя планировка является результатом серии последовательных вмешательств, включая кардинальные ремонтные работы, проведенные около 1518 года по заказу того же Киджи, самой важной из которых было расширение к западу от салона первого этажа и возведение помещения, сегодня известного как Зал Перспектив.

Первые живописные циклы

Вскоре после завершения строительства стен на первом этаже, Бальдассаре Перуцци начал писать фреску, которая окружает так называемую Stanza del Fregio, комнату, используемую в качестве зала ожидания для гостей, но также и для важных церемоний, таких как чтение завещаний. 

Во фризе, с очевидной аллегорической ссылкой на достоинства клиента, художник расписал двенадцать подвигов Геракла и другие мифологические эпизоды. Опять же, Перуцци, в начале 1509 года также было поручено графическое оформление экстерьера виллы, задокументированное чертежами, но, к сожалению, почти полностью утраченное, за исключением некоторых фрагментов на угловых опорах восточного фасада.

В первые месяцы 1511 года, когда архитектурные сооружения были завершены, сиенский художник перешел к оформлению так называемой «Лоджии Галатеи» — эти фрески должны были стать самой сложной работой на протяжении всей карьеры Перуцци.

Перуцци все еще работал над сводом Лоджии Галатеи, когда Агостино Киджи в августе 1511 года вернулся из Венеции и привез с собой молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из величайших художников Венеции на то время. Возможно, недовольный ходом работы, Киджи наказал Дель Пьомбо придоединиться к Перуцци, вскоре наняв также Рафаэля для продолжения работ. На фресках девяти люнетов (только десятый была расписан Перуцци), Себастьяно нарисовал различные сцены, взятые из Метаморфоз Овидия, а затем изобразил на стене большую фигуру Полифема, а Рафаэль со ссылкой на ту же легенду украсил стену изящной фигурой Галатеи, прекрасной нимфы, убегающей от своего поклонника на фантастической колеснице, запряженной дельфинами.

Лоджия Амура и Психеи

После завершения работы над Полифемом и Галатеей Агостино Киджи прервал художественное оформление Фарнезины более чем на пять лет, возможно потому, что Рафаэль ясно дал понять, что может продолжить работу над фресками виллы, но не имеет времени, чтобы сделать это. Когда художник снова стал доступен, около 1517 года, банкир, который в преддверии своего брака с Франческой Ордеаски уже думал о украшении еще не расписанных комнат, сразу же вовлек его в работу, заказав росписи на первом этаже, где он намеревался создать настолько прекрасное место, чтобы все гости неизменно покидали зал пораженными. Здесь Рафаэль, чтобы полностью реализовать свои творческие способности, не удовлетворился изображением отдельных сцен, а захотел прибегнуть к непрерывному повествованию, связанному с сюжетом на тему любви, ввиду предстоящей свадьбы заказчика. Выбор пал на миф об Амуре и Психее, который уже использовался в пятнадцатом веке для росписей на свадебную тему.

Чтобы придать окружающей обстановке праздничный и эффектный характер, художник превратил вход лоджии в цветущую беседку, как будто растительность сада, простирается внутри виллы: она превратилась в богатые гирлянды вокруг опор, а в центре обрамила два гобелена с мифическими сценами с кульминационной фреской "Союз Амура и Психеи". Рафаэль работал над фреской не один: ему помогали многочисленные художники из его мастерской, в том числе Джован Франческо Пенни, Джулио Романо и Джованни да Удине, автор, в частности, обильного растительного триумфа в виде гирлянд.

@domusaustraliarome

Другие залы 

В то время как Рафаэль был избран Киджи для оформления фрески Лоджии Амура и Психеи, роспись самой уютной комнаты на вилле, которая должна была приветствовать молодоженов — Станца делле Ноцце- он доверил Джованни Антонио Бацци, известному как Содома, художнику, родившемуся в Верчелли, но работавшему между Сиеной и Римом. Основываясь на «основной идее» Рафаэля, в 1519 году он создал на стенах комнаты под великолепным кессонированным потолком, украшенным монохромами, цикл фресок, сосредоточенный на браке Александра Македонского и Роксаны.

Не менее запоминающимся, всегда на первом этаже, является современное украшение Зала Перспектив (Sala delle Prospettive), где 28 августа 1519 года богатый банкир провел свой свадебный банкет. Зал, который получил свое название от открытой квадратуры с поддельными колоннадами, расписан Бальдассарре Перуцци, который щедро "одарил" изысканными росписями на тему сцен из мифологии перегородки стен и потолок.

Таким образом, повсюду в монументальных залах Виллы Фарнезина звучит мелодичное и мощное эхо древнего мира, мира образов, символов и мифов, с которым, по воле человека, решившего подражать великим покровителям древности, они вступают в тесный контакт с мастерством Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо, Рафаэля и Содома.

Очарование виллы рождается из этого неразрывного единства между неудержимой личностью Агостино Киджи и виртуозными архитектурными, изобразительными и декоративными навыками, которыми обладали некоторые из величайших гениев Ренессанса.

Как посетить виллу

Часы работы

Вилла открыта для публики с понедельника по субботу с 9:00 до 14:00 и каждое второе воскресенье месяца.

Посетители, которые предъявят билет в музеи Ватикана в течение 7 дней с даты посещения Музеев, могут воспользоваться скидкой на покупку билета на виллу Фарнезина.

Вилла открывается каждое второе воскресенье месяца с 9 утра до 5 вечера.

Календарь работы виллы по месяцам можно посмотреть на официальном сайте музея. 

Стоимость билетов:

Обычный — 10 евро (18-65 лет); 12 евро с гидом (итальянский/английский языки)

Льготный — с аудиогидом — 9 евро (подростки 14 — 18 лет, лица старше 65 лет)

Дети с 10 до 14 лет оплачивают билет стоимостью 7 евро (до 10 лет бесплатно).

Как доехать до Виллы Фарнезина

Поиск авиабилетов

Адрес виллы: Via della Lungara 230

От вокзала Термини: сядьте на автобус H, остановка рядом со станцией. Сойти после остановки Понте Гарибальди (остановка Piazza Belli), пройтись вдоль реки в направлении Сан-Пьетро до площади Piazza Trilussa, далее по направлению к Via di Santa Dorotea. Пройся площадь Piazza S. Giovanni della Malva, продолжайте движение по дороге и на перекрестке поверните направо, проходя под аркой Porta Settimiana. Следуйте по улице Via della Lungara до номера дома 230. 

В качестве альтернативы, сядьте на метро — линия А до станции Термини (направление Баттистини), затем сойдите на остановке Лепанто, откуда вы можете сесть на автобус № 280, в направлении P.le Partigiani. Сойдите на остановке Lungotevere della Farnesina, номер 10. Спуститесь до улицы Salita del Buon Pastore, в конце которой поверните налево на улицу Via della Lungara. 

Из аэропорта Фьюмичино

На такси: Поездка на такси из аэропорта до Академии стоит около 40 евро (убедитесь, что это городское белое такси). 

На поезде: сядьте на поезд до вокзала Термини, затем следуйте инструкциям выше.

published on sakvoiazh.ru according to the materials italia-ru.com