Одна из главных культурных достопримечательностей Сингапура находится в самом сердце Чайнатауна. Изумительный буддистский храм, поражающий изяществом традиционной китайской архитектуры, хранит зуб последнего Будды, пришедшего на нашу землю — Шакьямуни, и посвящён Будде будущего — Майтрейе.

     

После дарования реликвии зуба Будды в 2002м году, настоятель буддийской общины города, досточтимый Shi Fa Zhao решил, что существующие на тот момент в Сингапуре храмы не соответствуют статусу святыни и не смогут обеспечить необходимые условия для всеобщего ей поклонения. Поиск архитектурных решений нового храма занял продолжительное время, пока после изысканий с привлечением как китайских, так и зарубежных архитекторов, не было утверждено выстроить здание согласно принципам буддийской мандалы, придерживаясь канонов архитектуры династии Тан.

2.  

Официальная церемония, знаменующая начало строительства, состоялась 13 марта 2005 года при участии политиков и множества паломников из Китая, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Кореи и Бутана. Распахнул свои двери храм зуба Будды 30 мая 2007 года, в день празднования Весака, неформального дня рождения Будда Шакьямуни; хотя в Весак почитают также обретение Буддой просветления и его отход в паринирвану.

3.  

Подлинность реликвии зуба Будды можно оспорить. По легенде, когда Будда ушёл в паринирвану в 543м году до н.э. близ индийского города Кушинагар, его тело сожгли на костре из сандалового дерева, а после в пепле обнаружили левый клык. Спустя не одно столетие и череду войн зуб заключили в святилище в городе Канди на Шри-Ланке, где он и покоится по сей день. «Сингапурский» зуб Будды якобы обнаружили в 1980м году в разрушенной статуе в Мьянме. Где хранится оригинал, а где одна из многочисленных реплик — остаётся только гадать.

4.  

Вход через главные ворота стерегут две вооружённые статуи-защитника, исполненные в японском стиле. Они являются манифестацией бодхисаттвы силы Махастхамапрапты, чьё изваяние, скажу, забегая вперёд, находится внутри храма. Воин сжимает в своей руки ваджры, пучок молний — символ силы.

5.  

Массивные двери, украшенные бронзовыми заклёпками и традиционными дверными молотками в виде львиных голов, создают впечатление, что Вы стоите на пороге крепости или замка, куда внутрь не так часто пускают посторонних. Однако на самом деле, всё абсолютно наоборот — попасть внутрь храма может любой желающий, надлежит только следовать элементарному дресс-коду и не надевать коротких шорт, юбок и чересчур открытых маек.

6.  

Сложно не заглядеться на вереницы китайских фонарей, украшающих наружные галереи храма.

7.  

Через внутренний дворик Вы попадаете в изумительный и захватывающий дух богатством и изысканностью своего убранства просторный зал, именуемый «Залом Сотни Драконов». На возвышении на троне восседает в окружении двух бодхисаттв будда будущего — Майтрейя, который спустится на землю с небес Тушита, чтобы спасти зашедшее в тупик в своём духовном развитии человечество. Случится сие радостное событие, увы, не на нашем веку.

8.  

Правая рука Майтрейи поднята в абхая-мудре — жесте, символизирующем благожелательность, мир, защиту и устранение всех страхов. Левая рука покоится на колене и держит золотой сосуд с амритой, божественным нектаром.

9.  

Из дальнего зала доносилось монотонное пение, поэтому мимо стен с тысячами статуэток будд мы направились в «Зал Вселенской Мудрости».

10.

Шла служба или пуджа, не знаю, как в буддизме правильно называется сей ритуал пения мантр и поклонения буддам и бодхисаттвам. Монахи носят жёлтые одеяния с красными накидками, у монахинь одежда более скромного и незаметного коричневого цвета.

11.

На лотосовом троне восседает шестирукая форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, именуемая Чинтаманичакра. За спиной бодхисаттвы — полотно с вышитой сутрой Сердца. «Бодхисаттва сострадания, пребывая в глубокой медитации, узрел пустотность всех пяти скандх (привязанностей) и разорвал цепи, служившие причиной страданий. Так, форма – ни что иное как пустотность, пустотность – ни что иное как форма, нет формы помимо пустотности, и нет пустотности помимо формы…»

12.

Одна правая рука касается щеки, словно бодхисаттва глубоко задумался о том, как спасти больше живых существ от страданий. Вторая правая рука держит мифический камень Чинтамани, исполняющий желания; на большом пальце третьей правой руки висит мала (чётки). Одна из левых рук опирается на гору Меру, что в буддизме является центром мироздания. В двух других руках Авалокитешвара держит цветок лотоса, как символ чистоты, и колесо дхармы (учения).

13.

Изумительные резные фонарики наполняют «Зал Вселенской мудрости» мягким и тёплым светом.

14.

По периметру зала расположены статуи 8 божеств, зодиакальных защитников, покровительствующих 12 животным согласно китайскому календарю.

Манджушри — бодхисаттва мудрости, ученик Будды Шакьямуни. Восседая на мифическом льве-шиши, в левой руке он держит свиток с сутрой мудрости, а в правой — острый меч, которым разрубает иллюзии, чтобы пролить свет мудрости и знаний на умы непросветлённых существ. Манджушри покровительствует рождённым в год Кролика.

15.

Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания, воплощение с 1000 руками и 11 головами. В тибетском буддизме подобная форма Авалокитешвары именуется Махаруника, бодхисаттву обычно изображают стоячим, да и расположение голов отличается. В китайском буддизме распространены женские воплощения Авалокитешвары — богини Гуань Инь и Каннон.
Но легенда о происхождении сей тысячерукой формы остаётся неизменной. Однажды Авалокитешвара решил помочь всем живым существам избавиться от страданий, но осознав непосильность задачи настолько расстроился, что голова разлетелась на множество частей. Будда Амитабха дал бодхисаттве 1000 рук и поместил на них 1000 глаз, чтобы он мог дотянуться и помочь как можно большему количеству живых существа, а также помог собрать голову воедино. 10 голов поменьше служат символом 10 ступеней пути бодхисаттвы, которые предстоит пройти, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а 11я, самая большая, голова олицетворяет Амитабху и состояние Будды, т.е. просветлённого существа.
В силу сложности скульпторы редко изображают все 1000 рук, у данной статуи я насчитал по фотографии 38. В руках бодхисаттва держит ритуальные предметы: скипетр, зеркало, ящичек с сутрами, скульптуру-эманацию Будды, ваджру, топор, цветок лотоса, лук, стрелу, виноград, колокольчик, чётки и др. Авалокитешвара покровительствует рождённым в год Крысы.

16.

Акашагарбха, «чрево Эфира (Пространства)» — бодхисаттва, являющий бесконечные добродетели и мудрость. Бодхисаттва сидит на лотосовом троне и держит в правой руке меч, отсекающий беспокоящие эмоции, в левой — цветок лотоса. В короне на лбу находится главная буддийская драгоценность, «мыслящий камень» Чинтамани, исполняющий задуманное. Рождённым в годы Быка и Тигра надлежит выбрать Акашагарбху в качестве своего защитника.

17.

Самантабхадра — бодхисаттва дхармы (учения), олицетворяющий полное сострадание и мудрость сущностной самости. Как и Манджушри, был одним из учеников Будды Шакьямуни. Восседающий на слоне и держащий в одной руке цветов лотоса, он символизирует искусные средства религиозной практики и является покровителем изучающих дхарму, а также покровителем рождённых в годы Дракона и Змеи.

18.

Дзамбала (Вайшравана) — бог богатства; он не относится к числу зодиакальных протекторов, но явно покровительствует Сингапуру, раз уж с экономикой и благосостоянием в такой небольшой стране полный порядок. Дзамбала держит в руках мангуста, отрыгивающего драгоценности.

19.

Махастхамапрапта — бодхисаттва, олицетворяющий силу мудрости, чьё имя можно перевести как «прибытие великой силы». В китайском буддизме обычно изображается в виде женщины с цветком лотоса в левой руке. Махастхамапрапта покровительствует рождённым в год Лошади.

20.

Убаюкивающее и проникновенное пение монахов разливалось по залу, хотелось задержаться, постоять в уголке, не мешая потоку паломников и туристов.

21.

Вайрочана — будда, трансформирующий неведение в подобную пространству (эфиру) всепронизывающую мудрость. Руки Вайрочаны сложены в жесте изложения дхармы, а покровительствует он рождённым в годы Обезьяны и Козы.

22.

Ачала — гневное божество-защитник, один из «Королей мудрости». Мрачный Ачала с телом тёмно-синего цвета, объятым языками пламени, восседает на троне и в левой руке держит лассо, которым ловит демонов и вытягивает погрязших в неведении людей, а в правой руке — меч, поражающий демонов и отсекающий негативную карму. Зловещая ухмылка Ачалы с кривыми клыками вполне может отпугнуть, однако он защищает родившихся в год Петуха.

23.

Амитабха — будда безграничного света и бесконечной жизни. В тибетском буддизме Будду бесконечной жизни зовут Амитаюс, но в Китае и Японии эти две формы отождествляются. Амитабха защищает рождённых в годы Свиньи и Собаки.

24.

В насыщенном графике странствий по Сингапуру не удалось выделить больше времени и подняться в музей и другие залы, располагающиеся на верхних этажах храма. Однако увидеть вблизи зуб Будды всё равно разрешается только монахам высокого ранга.

25.

Поэтому ограничились только первым этажом и двумя главными залами, а посмотреть экспозицию музея и подняться на крышу храма можно будет в следующие визиты в Сингапур.

26.

От количества и многообразия подношений вкупе с золотым цветом рябит в глазах. А в центре в чаше с драконами можно снова увидеть бога богатства, Дзамбалу.

27.

Красочные корзины с подношениями по случаю наступающего нового года, года Петуха, по китайскому календарю.

28.

29.

Храм открыт для посетителей с 7 утра до 7 вечера, в подвале также работает вегетарианский буфет, где можно недорого перекусить, если Вы уже не нашли себе по душе на соседних улочках кафешку, коих в Чайнатауне предостаточно.

30.

Понравился пост? Подружиться с автором

published on sakvoiazh.ru according to the materials ru-travel.livejournal.com