Сегодня она покоится в Сан-Сальваторе-ди-Оньиссанти, в церкви Флоренции, где похоронены самые выдающиеся представители ее семьи. Но было время, когда ее поразительная красота ослепляла всех вокруг и вдохновляла на шикарные творения самых выдающихся художников, от Пьеро ди Козимо, до Верроккьо, Гирландайо, Филиппо Липпи и, конечно же, Сандро Филипепи, известного как Боттичелли.

Ее лицо было воспроизведено бесчисленное количество раз на гравюрах и открытках с изображением шедевров эпохи Возрождения; она женщина, которую современники называли «Венерой во плоти», ее имя Симонетта Веспуччи.

Портрет молодой женщины. Сандро Боттичелли

Симонетта родилась в Генуе (или Порто-Венере) в 1453 году в знатной семье Каттанео, прославленной семье, но дела которых находились в упадке после падения Константинополя, города, с которым она вела свою торговлю.

В возрасте 16 лет, благодаря Якопо III Аппиано, лорду Пьомбино, девушка вышла замуж за Марко Веспуччи, флорентийского банкира, рода, к которому также принадлежал мореплаватель Америго (именно ему Америка обязана своим именем).

Хотя в то время брак между представителями богатых классов не предусматривал важность чувств и был по сути контрактом, договором, которым закреплялось объединение активов, кажется, что жених искренне любил Симонетту. В любом случае, брак этих молодых людей в силу важности обеих семей имел широкий резонанс и отмечался в присутствии дожа Генуи и местной аристократии.

Когда Симонетта и Марко Веспуччи переехали во Флоренцию, Лоренцо Великолепный только что принял фактическую власть во Флорентийской Республике.

Под его просвещенным правительством и благодаря умелому использованию покровительства как инструмента политической пропаганды Флоренция переживала необычайный культурный расцвет.

Рождение Венеры. Сандро Боттичелли

Гуманисты, такие как Полициано, Пульчи и Пико делла Мирандола, философы, такие как Марсилио Фичино, художники, такие как Боттичелли и скульпторы, такие как молодой Микеланджело, близкий к Медичи, стали героями удивительного периода, который переживал город, периода, который, по мнению многих историков, больше никогда не повторился.

Именно тогда Симонетта приехала в город.

Благодаря прекрасным отношениям между семьями, Лоренцо и его брат Джулиано Медичи приветствовали молодоженов в Палаццо Медичи на Виа Ларга (нынешняя Виа Кавур во Флоренции) и организовали в их честь роскошную вечеринку на вилле Кареджи. С этого момента пара постоянно оживляла придворную жизнь, проходившую среди роскошных вечеринок, богатых банкетов и забавных игр.

Тем временем, Симонетта, из незрелого подростка, превратилась в великолепную стройную женщину с белоснежным, практически, мраморным, цветом лица и большими ясно-голубыми глазами, которые притягивали смотрящего.

Все самые выдающиеся молодые люди Флоренции того времени были покорены ею, среди них был младший брат Лоренцо, очаровательный Джулиано, вероятно, впоследствии, ставший ее любовником.

Джулиано в ослепительных серебряных доспехах, усыпанных драгоценными камнями, и шлемом, сконструированным Верроккьо, победил в 1475 году на Пьяцца Санта-Кроче в рыцарском турнире, укрепившем мирное соглашение, заключенное в прошлом году Лоренцо Великолепным. Призом, за который соревновались соперники, было знамя, возможно, созданное Боттичелли. На нем Симонетта, коронованная королева турнира, представала в одежде Афины, ступив на пылающую оливковую ветвь. Внизу красовался французский девиз «La Sans Par», «несравненный», а купидон со сломанной стрелой был прикован к оливковому дереву.

"Candida è ella, e candida la vesta

 Ma pur di rose e fior dipinta e d’erba:

 Lo inanellato crin dell’aurea testa

 Scende in la fronte umilmente superba"

 

Симонетта появляется в этих строчках, написанных для Джулиано Медичи Анджело Полициано.

В поэме, увы, незаконченной к смерти главного героя (Джулиано погиб в Заговоре Пацци 26 апреля 1478 года), автор поет о любви молодого Медичи к Веспуччи. Но если жизнь Джулиано была трагически прервана, его любимой женщине также не повезло. Симонетта, жизнь которой казалась легкой и далекой от потрясений, фактически, сгорела в возрасте 23 лет: она умерла в один и тот же день с любимым, но двумя годами ранее, 26 апреля 1476 года, заболев туберкулезом (или чумой, согласно другим источникам).

Венера и Марс (Джулиано де Медичи и Симонетта Веспуччи). Сандро Боттичелли

Лоренцо узнал о болезни Симонетты во время пребывания в Пизе и постоянно информировался о его здоровье через обмен письмами со своим свекром Пьеро. Убитый горем, он даже зашел так далеко, что послал своего личного доктора к Веспуччи для консультации. Именно его посланник, Сфорца Беттини, сообщил ему о смерти молодой женщины.

Симонетту оплакивали многие поэты, к примеру, Джироламо Бенивьени, Налдо Налди, Франческо Нурсио Веронезе, однако именно живопись сделала Веспуччи известной на века, хотя, по всей вероятности, она никогда не позировала для картины.

Фактически, для леди ее ранга позирование считалось неприличным и было недопустимо.

Только в шестнадцатом веке женщины из среднего класса начали позировать перед художниками.

Booking.com

Вазари в «Жизнеописаниях» сообщает, что у герцога Козимо I хранились два портрета, один из которых, как он вспоминает, «как утверждается, был возлюбленной Джулиано де Медичи» работы Боттичелли.

Была ли молодая женщина действительно Симонеттой или другой женщиной, любимой красавцем Джулиано?

Хотя определенные искусствоведы говорят о поисках художником идеализированной красоты, большинство экспертов признают во многих женских портретах Боттичелли несомненное сходство с Симонеттой.

Поэтому традиционно считается, что Веспуччи была изображен в «Рождении Венеры» в образе богини Афродиты, в "Весне", как богиня Флора и как Венера в картине "Венера и Марс".

Во многих отношениях Симонетта остается загадкой: ни одна женщина эпохи Возрождения не была удостоена стольким вниманием современников, и, если учесть, что она прожила всего семь лет во Флоренции, это почитание кажется еще более исключительным.

Возможно, молодая генуэзка вдохновила многих художников именно потому, что она была преждевременно "украдена у жизни", давая искусству только обещание вечной красоты в сочетании с безутешным сожалением о ее утрате.

Симонетта продолжает жить в шедеврах Боттичелли, с ее золотистыми волосами, меланхоличными большими глазами и ангельским ликом.

Последний любопытный факт: церковь Оньисанти, где покоятся останки Симонетты Веспуччи, также хранит останки Сандро Боттичелли, который, согласно легенде, попросил похоронить его у ног своей музы. Однако реальность является гораздо менее романтичной, чем миф, потому что и у Веспуччи, и у Филипепи семейные гробницы находились в одном и том же месте, и оба жили в одном районе.

Капелла Веспуччи во Флоренции

published on sakvoiazh.ru according to the materials italia-ru.com