В многочисленных парках, окружающих Петербург, можно увидеть самые разнообразные садовые павильоны и сооружения. Но вряд ли найдется второе сооружение с такой уникальной судьбой, какой может похвастаться Колоннада Аполлона в Павловске. Ведь для ее создания объединили свои усилия талант архитектора, силы природы и русское раздолбайство. Вместе они создали уникальный памятник архитектуры.


Автором этого сооружения стал Чарльз Камерон. Первоначально оно именовалось Храмом Аполлона и представляло собой замкнутую дорическую колоннаду, в центре которой стояла статуя Аполлона.


Место для нее было выбрано далеко не сразу. Первоначально, в 1780-м году, котлованы под фундамент стали рыть в зарослях у реки Славянки (позднее на этом месте построили павильон Холодная баня). Но на следующий год было решено перенести строительство на верхнее плато, в рощу молодых деревьев. Такое расположение соответствовало античным традициям — храмы Аполлона часто располагались в рощах.


Создание колоннады из светлого пудостского известняка завершилось в 1783-м году, когда в ее центре установили статую Аполлона Бельведерского.


Статую отлили по модели скульптора Ф. Г. Гордеева мастером Э. Гастеклу.


Их имена мы можем прочесть на пьедестале статуи:


Статуя эта простояла здесь не очень долго и через некоторое время ее перенесли в центр Двенадцати Дорожек. Там она и стоит в настоящее время.


Освободившееся место сперва занимали гипсовые копии, а в 1826-м году здесь установили новую статую, отлитую из чугуна.


Через несколько лет после создания Храма Аполлона владельцы усадьбы пожелали изменить композицию. Колоннаду они требовали перенести на склон плато напротив дворца, а под ней устроить каскад с текущей водой. Таким образом, с одной стороны, каскад с источником символизировал бы Кастальский ключ (а сам склон горы, соответственно, Парнас), с другой стороны, композицией можно было бы любоваться прямо от дворца.


Камерон долго сопротивлялся этой идее. Возможно, частью давления на него стал вот этот проектный рисунок Джакомо Кваренги, созданный в 1787-м году


Наконец, осенью 1780-го года началось сооружение каскада по проекту каменных дел мастера П. Висконти, а в ноябре того же года подрядчик Ф. Бекренев начал перенос колоннады.

Каскад первоначально начинался от середины склона, и между ним и самой колоннадой было достаточное расстояние. Но в 1801-м году Камерону навязали решение увеличить каскад в длину и ширину и начать его прямо от колоннады. Как выглядел этот ансамбль, мы можем судить по изображению на тарелке Павловского сервиза 1803-го года


и полотне С. Ф. Щедрина "Вид в Павловске с большим дворцом, мостиком с кентаврами и каскадом", также относящимся к началу 1800-х годов


Камерон просил не пускать воду в каскад до того момента, как будет проложена специальная труба, которая защитила бы фундамент колоннады от подмыва. Однако к нему не прислушались и чугунную трубу проложили только в 1824-м году!


Разумеется, вода стала подмывать фундамент колоннады, и в 1817-м году, когда в нее ударила молния, часть колоннады, обращенная к склону, обрушилась.


Восстанавливать колоннаду уже не стали, а обломки живописно разбросали рядом.


Но от этой природной катастрофы Колоннада Аполлона только выиграла. Возник новый, неожиданный образ поэзии, прорывающей все преграды и стремящейся на волю.


Интересно, что известный историк архитектуры В. Я. Курбатов даже считал, что такое разрушение было сделано намеренно, по приказу самого Камерона.


И хоть это и не так, но по словам критика Григория Ревзина, "это не работа Камерона, а работа Природы, которой Камерон объяснил, что она – священная роща Аполлона и выражение мировой гармонии. И она постаралась соответствовать, сделав случайность своих действий частью в высшей степени эффектной художественной закономерности".

P.S. 24 июня, в субботу состоится экскурсия "Остров Голодай и Смоленские кладбища"
Основным объектом этой экскурсии станут четыре кладбища, расположенных рядом и носящих общее имя «Смоленских». Это православное, лютеранское, армянское и блокадное кладбища, на которых похоронены многочисленные выдающиеся деятели русской истории и культуры. Помимо этого мы посетим предположительное место захоронения казненных декабристов и увидим следы одного из самых масштабных градостроительных проектов начала прошлого столетия — «Нового Петербурга», в создании которого принимали участие такие выдающиеся архитекторы как И. А. Фомин и Ф. И. Лидваль.

Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/1003642.html

published on sakvoiazh.ru according to the materials babs71.livejournal.com