Всего 80 фото

Ну, вот, наконец, мы и в «Нехорошей квартире» №50, что в подъезде №6 на Садовой 302-бис. Именно в этой квартире Михаил Булгаков прожил четыре года со своей первой женой Татьяной Лаппа, когда приехал в Москву осенью 1921 года. А затем — еще полгода в квартире №34 – с августа по ноябрь 1924 года. Некоторые булгаковеды считают, что более всего под условия действия романа подходит именно квартира №34, однако мы примем официальную версию. Давайте, приступим к осмотру этой удивительной и, наверное, самой загадочной квартиры Москвы.

Непременным ритуалом будет подъем по лестнице к музею на четвертом этаже, среди безудержного иступленного творчества поклонников Мастера. Подробнее о настенных росписях "Нехорошей квартиры" можно ознакомиться в этом моем материале…
02.

03.

Вот мы и у двери Музея Мастера… Итак, входим…

Это старая входная дверь квартиры №50, что раньше была также доступна для "народного творчества".
Сейчас внешняя входная музейная дверь полностью металлическая.
02.

Квартира находится на четвертом этаже по Большой Садовой, 10. В романе упоминается 5-й этаж – возможно автор имел ввиду счет этажности с учетом высокого цоколя здания. В квартире №50 была классическая коммуналка. Поселиться в этой комнате ему удалось после вмешательства Надежды Константиновны Крупской, руководившей одним из журналов, где подрабатывал Булгаков.
03.

Планировка квартиры № 50
04.

Прихожая этой квартиры небольшая. Первое что мы видим в прихожей, это портрет Мастера, круглый столик, длинный коридор и комнаты слева и справа.
05.

Стойка для зонтов (на фото ниже). Гнутое дерево. Начало ХХ века, Россия.

Здесь стоит стойка для зонтов и тростей (а, быть может, и шпаг), принадлежавшая М.А. Булгакову и Е.С. Булгаковой, из их квартиры в Нащокинском переулке. Поступила в фонды музея в 2010 г. от Тарасевичей.
06.

Круглый столик (на фото выше). Дерево, мрамор, перламутр. Резьба, инкрустация. Середина XIX века. Европа. Благодаря сохранившимся фотографиям последней квартиры Булгакова в писательском доме в Нащокинском, точно известно, что этот столик стоял точно также в прихожей, и над ним висело большое зеркало в тяжелой резной раме. На нем Булгаковы оставляли друг другу и домработнице записки, ставили сумки и вазы с цветами…

Сейчас "Нехорошая квартира" №50 — государственный музей, здесь идут постоянные многочисленные экскурсии, снуют экскурсоводы, экскурсанты и сотрудники музея. В частности, поэтому осмотреть «Гардероб» с его булгаковскими платяным шкафом и вешалкой для одежды, а также смежную с ними комнату (для сотрудников) мне так и не удалось, как и не удалось заглянуть в смежную с «синим кабинетом» — комнаты «Редакции» — она была на переоформлении экспозиции.
07.

Комната "Редакция" (в нее сейчас нет доступа). Открывшаяся в ноябре 2010 года временная выставка стала постоянной экспозицией музея. Легендарная редакция газеты «Гудок», в которой в 1920-е годы работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В. Маяковский — в «Нехорошей квартире»! В экспозиции представлена мебель из редакции «Гудка» 1940-х годов, архивные документы, газеты и журналы, а также фотографии Александра Родченко.
08.

У высоких дверей "Редакции", на старом стуле, стоит большая бутыль для пожертвований — можно дать "Аннушке на масло…")
09.

Комната "Для сотрудников музея". Вроде бы как обычноый офис.
10.

Справа от входа – «Синий кабинет». В этой комнате в музее попытались воссоздать образ последнего кабинета Михаила Афанасьевича в квартире в «писательской надстройке» дома 3/5 в Нащокинском переулке – на основе воспоминаний близких и друзей, сохранившихся фотографий и рисунков. В экспозиции представлена часть стоявшей там мебели, которая по воле случая спустя 70 лет после кончины писателя поступила в музей. Сотрудники музея «…стремились нащупать атмосферу, в которой создавались «Театральный роман», «Мольер», «Мастер и Маргарита»…
11.

Кресла из последней квартиры Булгакова в Нащокинском переулке.
12.

Ранее в этом углу находился "гоголевский" секретер, но сейчас его я не обнаружил. Оказалось, что он временно на выставке в галерее "На Шаболовке".
13.

По разным источникам — «время начала работы над "Мастером и Маргаритой" Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. К 1928 г. относится возникновение замысла романа, а работа над текстом началась в 1929 г…».
Сохранилось донесение неизвестного осведомителя ОГПУ от 28 февраля 1929 г., где речь идет о будущем романе "Мастер и Маргарита": "…Видел я Некрасову, она мне сказала, что М. Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество и это одновременно вместе с опубликованием в урезанном цензурой виде…".
14.

Варианты названия романы не были столь ярки как окончательное: "Черный маг", "Копыто инженера", "Жонглер с копытом", "Сын В(елиара?)", "Гастроль (Воланда?)". Совершенно не впечатляют — правда? Кстати, первая редакция "Мастера и Маргариты" была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы "Кабала святош". Об этом Булгаков сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: "И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…".
15.

Радиоприемник 6Н-1. Аналогичная модель радио (6Н-1, шестиламповый), выпускавшаяся в СССР Воронежским заводом в конце 1930-х, видна на фото комнаты Булгаковых в доме в Нащокинском переулке на столике возле кровати.
16.

Слева — шкаф-бюро «монашка» (на фото ниже). Шпон – красное дерево. Середина 19 века, Россия. Странное название такой вид шкафов с полукруглой передней дверцей получил благодаря своей компактности и многофункциональности – они могли умещаться в кельях и совмещать в себе платяной шкаф, секретер и комод. У Булгаковых в квартире в Нащокинском переулке он стоял в гостиной возле рояля и носил ласковое прозвище «пузатик». Экспонат поступил в музей в 2010 году от семьи Тарасевичей.

Псише (по центру кадра, на фото ниже). Шпон красного дерева, зеркало. Первая половина 19 в., Россия. Псише – от имени Психея, «душа», несомненно, служило Елене Сергеевне Булгаковой и заменяло бюро, где в ящиках в большом беспорядке хранились документы. Михаил Булгаков, в поисках важных бумаг, писал жене в 1938 году: «…пришлось вторгнуться в твою Психею (прости! Но что делать?) Я вторгся и обомлел, увидев в конфетных коробках сотни бумажек… Боги мои! Что же это меня ждет?! Посочувствую мне, Лю!». На боковых тумбах его стояли, синие вазочки. Поступление от Тарасевичей в 2010 г.
17.

Гардероб (на фото ниже). Шпон, красное дерево. Вторая четверть 19 века, Россия. Угловой гардероб со стрельчатыми филенками принадлежал Елене Сергеевне Булгаковой и стоял в «синем кабинете» в квартире в Нащокинском переулке. Можно только удивляться, как большая модница Елена Сергеевна могла уместить в нем все свои наряды, кстати, среди них были вещи и от знаменитой еще с дореволюционных времен модельера Ламановой. Ничем другим, кроме колдовства, это объяснишь… Поступил в 2010 г. от Л.Тарасевича.

Фортепияно (на фото ниже). Красное дерево, металл. Торговый дом Юлий Генрих Циммерман, Москва, 1900-е годы Пианино принадлежало семье Черкашиных, которые хранили его как память о тех моментах, когда на нем играла вторая жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская, обладавшая хорошим музыкальным слухом.
18.

Выходим из "Синего кабинета".

Следующая дверь справа — комната "История дома". Она довольно своеобразна и нестандартна и современна — явно выбивается из "загадочного" контекста "Нехорошей квартиры".
19.

20.

Чтобы увидеть всю экспозицию комнаты — надо очень сильно пригнуться… Не очень понятная, на первый взгляд, концепция.
21.

22.

Ну, не знаю, наверное что-то в этом есть, но я не проникся)
Пикантно, но во времена Булгакова в этой комнате проживала проститутка Дуся)23.

В коридоре на стенах — размещены сквозные стеклянные овальные окна из комнат — справа — круглые…
24.

25.

…слева — квадратные. Предполагаю, что это сделано из соображений экономии электричества, чтобы не включать в дневное время свет в коридоре.
26.

Официальная версия – напротив, через коридор, находились туалеты, тоже с окнами, и это была лишь возможность экономить электричество и осветить ватерклозет. Такая система использовалась в жилых домах очень часто, вплоть до 1960-х годов. А вот необычная форма – это особенность именно пигитовского дома, дань архитекторов Э. Юдицкого и А. Милкова стилю модерн.

Сейчас мы входим в "Комнату Булгакова".
27.

Первое, на чем останавливается взгляд посетителя — старый письменный стол. Он и является основным экспонатом "кабинета".

Осенью 1921 года сюда въехал в будущем знаменитый русский писатель Михаил Булгаков с женой Татьяной Лаппа. Тут он провел первые свои годы в Москве, — суетливые, голодные, но невероятно плодотворные. Тут он работал над «Дьяволиадой», «Записками юного врача» и «Морфием», «Роковыми яйцами» и, наконец, здесь создавалась «Белая гвардия». Обстановка – диван, зеркало, походная кровать, стол и два шкафчика. Надо сказать, что эти рамы, щеколды, паркет и стены помнят Булгакова…, они можно сказать "оргинальные".
28.

Письменный стол. Резьба, лак. Конец XIX в. Россия. Вопреки ожиданиям, этот массивный резной стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, и принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, жившему в Чистом переулке д. 1. Булгаков часто бывал там в гостях и, несомненно, стол ему был хорошо знаком. Но со всей уверенностью можно сказать, что это еще и стол булгаковского персонажа – профессора Преображенского из «Собачьего сердца», позаимствовавшего многие черты у своего прототипа Покровского.
29.

Стол был подарен Елене Афанасьевне Булгаковой, младшей сестре писателя, в день свадьбы с Михаилом Васильевичем Светлаевым от ее дяди Н.М. Покровского. Поступил в 2008 году от Благотворительного фонда им. М.А. Булгакова.
30.

31.

Книги Булгаков считал своей слабостью, потому и покупал их, как только предоставлялась возможность. Любовь к чтению была воспитана в нем еще с детства — в доме родителей, преподавательницы и профессора, библиотека была большая, с множеством редких изданий русских и зарубежных авторов.
32.

33.

34.

35.

Книжная полка. Дерево, резьба, лак. 19 век, Европа. Обживая комнату в большой коммунальной квартире, Михаил Афанасьевич и Татьяна Николаевна хоть каким-то образом старались украсить свой аскетический интерьер. Так, постепенно в комнате появился фамильный ореховый, овальный, на гнутых ножках стол, а вслед за ним супруги «купили длинную книжную полку — боковинами ее были два сфинкса — и повесили ее над письменным столом».
36.

Стоит отметить уже тогда проявившееся пристрастие Булгакова к старинной мебели. Эта книжная полка – единственный предмет в коллекции музея, достоверно находившийся в их комнате в начале 1920-х гг. После развода с Булгаковым Татьяна Николаевна Лаппа подарила эту полку в семью Крешковых, которые были друзьями Булгаковых и жили недалеко от Большой Садовой, на Малой Бронной улице. Именно в их квартире состоялся спиритический сеанс, легший в основу рассказа писателя с одноименным названием. Поступила из семьи Крешковых в 2009 г.
37.

38.

Еще несколько ракурсов "стола Булгакова"…
39.

40.

41.

Это экспозиция «Жизнь в ящике письменного стола». Письменный стол является главным в пространстве комнаты писателя. В литературном плане «стол» символизирует творчество и писательский труд.
42.

Ящик стола – символ внутреннего содержания личности. Письменный стол с его содержимым является метафорической моделью «дома», «последним приютом», экзистенциальным пространством художника, находящего истинное убежище лишь в «монастыре собственного духа». Очень интресные композиции!
43.

44.

45.

Напольное зеркало.
46.

Портреты Михаила Булгакова и Татьяны Лаппа
47.

48.

49.

50.

Инсталяция "Трудовые годы". Репрезентует один из наиболее тяжелых и трагических моментов из жизни писателя — первый год жизни в Москве.
51.

52.

Идем дальше по коридору квартиры №50…
53.

Ранее в этом коридоре, помнится мне, на стенах коридора находились стилизованные зеркала с зыбкими тенями персонажей "Мастера и Маргариты". Надо сказать, что они превращали квартиру №50, действительно, в "Нехорошую", близкую по таинственному духу самого романа. Сейчас все здесь выглядит как в обычном стандартном музее. Жаль! Было, как говорится, "прикольно"!)
54.

И, наконец, "Гостиная" — "Высшие женские курсы".
55.

Надо сказать, что «коммуналкой» помещение №50 было с самого начала. Дело в том, что оно никогда не принадлежало одному владельцу, здесь никогда не было отдельных «спален», «столовой», «кабинета»… Здесь, в левом крыле, на трех этажах еще в 1904 году было открыто общежитие для слушательниц Московских высших женских курсов Герье. Для этого были попарно соединены квартиры – в частности, №50 и №41 – и в итоге получился длинный коридор гостиничного типа с комнатами налево и направо, без ванных. Скорее всего, эта большая комната с широким окном, находящаяся в конце коридора, служила залом для занятий и отдыха курсисток. Сейчас среди дореволюционной мебели, старых фотографий, гравюр и фортепьяно последней трети XIX века здесь проходят концерты и спектакли.
56.

Во времена Булгакова здесь проживал хлебопек с женой Натальей.
57.

Помните, из Белой Гвардии" — "…пианино, ноты «Фауста» на пюпитре…" и непререкаемое авторское: «Фауст»… совершенно бессмертен»…
Так вот — ноты с Фаустом перед вами…

Фортепиано H.WOLFRAMM-DRESDEN.
58.

Уникальный роскошный буфет. Россия. Начало XX века.
59.

60.

61.

62.

Еще один буфет за дверью комнаты.
63.

Еще несколько ракурсов "Гостиной".
64.

65.

66.

Что-то мы подзабыли, где находимся. А по всем признакам из романа "Мастер и Маргарита" — именно на этой люстре раскачивался и отчаянно отстреливался от группы "серьезных мужчин" Кот Бегемот. Я с определенной долей скептицизма и отсутствием надежды на конкретный ответ, спросил у служительницы музея, — А в какой комнате, на люстре отстреливался Кот Бегемот? — Ну, это было в пятом измерении, — слегка иронично, но дежурно ответила она и комнату никак не обозначила)
67.

Но, можно даже, прямо сейчас, при разгулявшемся воображении, представить на этой люстре Кота Бегемота…)
68.

…– Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот,
– и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное…69.

Наверное, Кот Бегемот вот так и видел Гостиную, расхаживая здесь на своих задних лапах)
70.

71.

Далее, по коридору — Белый зал, где проходят экскурсионные лекции… Там ничего интересного…, только множество стульев.
72.

Мы почти в конце коридора Нехорошей квартиры… Здесь, тут и там, располагаются интересные экспонаты…
73.

…такие, как вот этот огромный сундук с металлическими набойками. Это универсальный предмет мебели крестьянского, купеческого и мещанского быта – совмещал в себе функции и платяного шкафа, и буфета, и сейфа, и кровати, и лавки, и чемодана.
74.

В этой нише — информационный уголок семейства Пигитов…
75.

Ну, и, наконец, знаменитая "Кухня". Увидеть в таком виде, без любопытствующих, оказалось не так то просто. При мне здесь довольно долго находилась группа школьников и тут же, за ней, собиралась за ней заходить вторая — пришлось твердо просить дать мне несколько секунд на съемку) Так, что — вот!
76.

Коммунальная кухня – квинтэссенция духа «нехорошей квартиры». Здесь были владения Аннушки-Чумы (Горячевой), здесь шипели примусы и шатался «кошмар в полосатых подштанниках», здесь сушилось белье, сгорал в печке пигитовский паркет, устраивались скандалы и пение под гармонику… Кухня — самое пекло нехорошей квартиры №50, стало для Михаила Афанасьевича неиссякаемым источником впечатлений и образов, ведь здесь шумели и разговаривали будущие персонажи «Собачьего сердца», «Дьяволиады», «Самогонного озера», «№13 – Дома Эльпит-рабкоммуны» и, наконец, «Мастера и Маргариты». И теперь здесь – полуистлевший быт 1920-х, предметная среда булгаковских произведений.
77.

Снять Примус крупным планом мне не дали, но вот он — под зеленым эмалированым "сталинским" чайником — это примус 20-х годов.
78.

79.

Ну, вот, всё, что было возможно — мы осмотрели в "Нехорошей квартире"…
Прикоснулись к неосязаемым рукописям Мастера и попытались представить для себя, как же все это было…
80.

Наверное, необходимо выразить немного личных впечатлений. Музей очень понравился, хотя и были "некоторые вопросы") Правда, каких-то особенных потусторонних ощущений, я не испытал) Но, само по себе осознание, что здесь жил и творил Мастер очень вдохновляет. Музей не частный и это позволяет ему быть в тонусе. Радует, что музею хватило такта оставить в целости и сохранности паркет, двери, окна, важные бытовые мелочи и собрать как личные вещи Булгаковых, так и экспонаты времен Михаила Афанасьевича. Музей динамичен, профессионален и умудряется на такой маленькой территории проводить экскурсии, даже чтения и концерты. Браво, что еще сказать. А "Нехорошая квартира" совершенно реальна, она была, есть и будет и, это не может не радовать!  И это здорово, что в Москве есть такой музей — Музей Булгакова — "Нехорошая квартира" под номером 50.

Источники:

Музей Булгакова "Нехорошая квартира". Сайт Булгаковская Москва.
Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом на Большой Садовой. dom10.bulgakovmuseum.ru.Материалы мемориального музея-квартиры Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10

© Vladimir d’Ar, 2016

Булгаковский дом – Большая Садовая, 10 или 302 бисНастенные росписи подъезда "Нехорошей квартиры"

published on sakvoiazh.ru according to the materials vladimirdar.livejournal.com